История // Театр Комедии им. Акимова — Неофициальный сайт. Сайт поклонников театра.

История

Н.П. Акимов

Артисты

Спектакли

Читальный зал

Общение

Написать письмо
Список артистов Фотоальбомы Интервью и статьи Наша память...
Светину шлют пьесы…

За сорок лет активной творческой деятельности народным артистом России Михаилом Светиным сыграно более ста блестящих ролей в кино и более 50-ти — в театре, его многогранный талант блистательно проявился в радио- и телеспектаклях, в концертных программах и эстрадных номерах, на бенефисах и авторских вечерах. Сегодня Светин в раздумьях: в Театре Комедии им. Н. П. Акимова, c которым связаны более 20-лет жизни артиста, под угрозой срыва спектакли с его участием.

Спектакль-бенефис «Даешь Америку!» («Слон»), по пьесе, взятой в свое время специально для ведущего артиста театра, пользовавшийся успехом у зрителей, выявивший неисчерпаемость творческого потенциала и ставший полным триумфом мастера, начал разваливаться из-за неудовлетворенности Светина вторым актом. Но переделывать его никто не собирается, и, как заявил сам Михаил Семенович, с января месяца спектакль играться не будет. Второй спектакль «Тень», покорявший ярким актерским гротеском Светина, не идет уже более полугода — там нужно обновлять состав и декорации. Остались всего два спектакля: «Синее небо, а в нем облака» — грустная трагикомедия о жизни, о человеческой судьбе, о женщинах и «Трудные люди» с их проникновенным лиризмом. Правда, Михаилу Семеновичу была предложена роль в премьерном спектакле «Доктор философии», но проблем сегодняшних, по мнению Светина, эта пьеса не раскрывает. А он устал играть развлекательные роли. И еще — парадоксальная ситуация. Пригласили в Москву в антрепризу с Ниной Руслановой. Это тот самый «Слон», только с сокращенным составом персонажей, который здесь в Питере, фактически, уже снят с репертуара! Конечно, зовут и в кино: есть предложение сняться в роли Семена Пищика в «Вишневом саде» по Чехову.

— Михаил Семенович, какая новая роль могла бы вас сегодня заинтересовать?

— Ищу интересную современную пьесу. У меня дома уже целая кипа пьес. Я их читаю и не могу найти ту, которая содержала бы что-то теплое, человеческое, смысловое. Люблю и грустное и смешное, но не хочу, чтобы сюжет был чисто развлекательный. Пьесы лично мне уже года полтора присылают со всех сторон: из Израиля, из Уфы, из Владивостока, с БАМа. Много ерунды, даже отвечать порой не хочется: играть современных богатых самодовольных людей, вроде директора банка я не хочу. Пока только одна пьеса, довольно оригинальная, писателя из Уфы — показалась приемлемой для меня: смешная и грустная история, этакая народная трагикомедия на шесть персонажей. Прислал ее человек странный: ни одного слова мне не написал, только вложил свое произведение — и все. Сейчас думаю, где и как лучше осуществить ее постановку. Предлагают и антрепризы, но ведь это — только денег заработать! Мое амплуа, если хотите, — трагедия маленького человека, чаплинская тема, когда человек бьется над куском хлеба духовного, когда одиночество или любовь несоизмеримая. Мечтаю сыграть несчастного такого (нынешний полубомж), особой судьбы человека — Расплюева в «Свадьбе Кречинского». Хочу изменить чуть-чуть пьесу, но без новаторских изысков, приблизив ее к нашей сегодняшней жизни, чтобы сразу были узнаваемы персонажи. Не люблю чисто «режиссерских» спектаклей, когда часто не понимаешь, что происходит и для чего. Режиссер должен растворяться в актере — это мы наблюдали у Товстоногова и других больших мастеров.

— В этом году отмечается 90 лет со дня рождения Аркадия Райкина. Расскажите о ваших отношениях с этим великим артистом?

— Это длинная история, о которой нужно отдельно говорить. Если коротко, Райкина я «ловил» 6 дней кряду, наконец, прочтя Чехова и Михалкова, сразу ему понравился. Он пригласил меня учеником в труппу, хотел взять специально для меня учителя по мастерству. А я отлынивал от репетиций, вел себя вызывающе, лез не в свое дело и даже пытался Мастера учить, сидя у него в гримерке. Мол, здесь вы конец неправильно играете. «Миша, ведь так режиссер решил. Но мы подумаем,»- терпеливо вздыхал Аркадий Александрович. Дело дошло до того, что в спектакле «Времена года» я попытался выйти на сцену вместо Райкина! Меня терпели три с половиной месяца, считая придворным шутом, но почему-то советовались со мной, — спрашивали, как бы я то или другое сыграл. Вскоре эта трагикомедийная ситуация разрешилась тем, что я поскандалил с одним из артистов, и меня выгнали.

— Служение артиста театру — это нелегкий труд, создание новых качественных спектаклей, в которые вкладывают свою лепту множество людей творческих, это тоже своего рода производственный процесс. Какие факторы, на ваш взгляд, влияют на сегодняшнюю нашу театральную жизнь?

— Мне кажется, что сегодня питерские театры находятся в упадке и разительно отличаются от московских. Там деньги, — а это значит, лучшие режиссеры, которые имеют возможность делать то, что они задумали, там больше режиссерских театров — Виктюка, Фокина и других (хотя я больше люблю актерский театр). Отсюда и более разнообразные, более интересные и качественные спектакли. Но хорошие режиссеры и драматурги «стоят» дорого, такие деньги питерские театры заплатить не в состоянии. К тому же и у артистов наших зарплата не велика, вот и разбредаются они по сторонам. Получается, что сегодня театральное искусство зависит от денег, и никуда от этого не денешься. Спонсоры в Питере пропали: у меня есть проекты, а осуществить их не могу! Но, хотя меня уговаривали перейти к ним и Марк Захаров, и Андрей Гончаров, и Леонид Трушкин, Москву я не люблю и туда насовсем не поеду. Наше поколение было влюблено в питерских артистов Черкасова, Симонова, Меркурьева. Они обладали актерской «породой», громадным человеческим и сценическим обаянием, которое ни купить, ни сыграть невозможно, которое дается Богом и составляет самую яркую часть таланта. Настоящий артист должен быть любим зрителем.

— Каких критериев должен придерживаться артист, соглашаясь на участие в рекламе?

— Деньги нужны, но попасть в очень плохую рекламу очень легко. Я прошу привезти сценарий и подробно изучаю все моменты: что и как рекламируется. Стараюсь сниматься где-нибудь на стороне и в меру. Содержательный и смешной сюжет должен быть этически выдержан. По жизни осторожно отношусь к тому, что усиленно рекламируется, — вижу в этом подвох.

— Чем заполнена ваша жизнь помимо театра и кино? Есть ли хобби, чем любите заниматься дома?

— Надев смокинг, читаю Зощенко и Жванецкого на своих творческих вечерах, которые зачастую длятся больше двух часов. Дома обожаю смотреть новости по телевизору. Могу, сочиняя и фантазируя, долго играть на пианино и при этом напевать втихаря. Главное хобби — две мои внучки: Александра, ей скоро годик, и Анна, которой уже тринадцать. Машину никогда не водил — боюсь, и жене не разрешаю.

— Какие продукты традиционны для вашей семьи, что из еды всегда можно найти в вашем доме?

— Дочь Света с зятем Сергеем сейчас живут в США, в Нью-Джерси — у него там контракт на три года. Поэтому всеми покупками ведает моя жена Бронислава Константиновна. Да и сам по магазинам хожу с удовольствием, меня всегда хорошо встречают и обслуживают, а то и подарки, и скидки предлагают. Люблю забегать в маленькие кафешки попить кофе. Дома всегда полно всякой еды от борща до кефира и зелени, но я сейчас больше ем не то, что люблю, а то, что мне предписано диетой после операции на сердце. Это овощи, рыба, нежирная говядина. Люблю черный хлеб (с детства сохранилось желание вдоволь наесться хлеба), — я могу зараз съесть полбуханки. Не могу отказаться от сала, от шашлыка, от кофе, люблю иногда рюмочку пропустить, хотя все это мне категорически запрещено.

— Как вы оцениваете сегодняшний наш сервис и обслуживание?

— Начнем с банальнейшей, но огромной проблемы: как вызвать сантехника. Ведь он порой по три дня не приходит, хотя все ему готовы дать денег, и зарплата у него в три раза больше, чем у народного артиста в театре. В парадной грязь, лампочки не горят, во дворе и прямо на тротуарах на Фонтанке — собачье . Это праздник, когда там появляется дворник. А висит объявление: требуется дворник, зарплата 4600 рублей. Больше в два раза, чем мой оклад. Поэтому и начинать надо с того, что нас окружает.

— Каким образом производитель должен привлекать покупателя?

— За границей, например, в Америке (знаю по личному опыту, часто бывая там в гостях у дочери и сталкиваясь с этим на каждом шагу) идет настоящая битва за клиента. Везде баснословные скидки, дополнительные услуги, обслуживание высочайшего уровня. Купил две индейки, третья -- бесплатно. Набрал товаров на 250 долларов — получи на все 20% скидки. Еще и подарки вручат. Слона из Африки привезут, и это не голословно. Помните байку? Объявление в ресторане: тысячу долларов тому посетителю, кто закажет любое придуманное блюдо и его не получит. Один заказал уши слона и булочку. И ему выплатили $1000 — с ушами-то не было проблем, просто в тот самый момент закончились булочки… Это реальный сюжет: здесь и готовность удовлетворить любое желание клиента, и престиж фирмы. В американский магазин вы вправе вернуть практически любую вещь в течение трех месяцев со дня покупки, не объясняя причину возврата. Инструменты, электронику, технику, обувь, одежду, вплоть до нижнего белья. Если нет чека, можете купить на эту сумму другие товары. С чеком вообще никаких проблем — не хочу, не нравится, возьмите обратно! Мало того, можно вернуть товар в любой магазин этой фирмы в другом городе. Или, например, купил батарейки, а на них вскоре объявили скидку почти на 40%. Иду в магазин и говорю, мол я тоже хочу по цене со скидкой. Пожалуйста, получите разницу. Телефонные компании наперебой предлагают дисконтные карты, льготные тарифы: позвонить из Америки в Петербург много дешевле, чем звонить отсюда. И многие, особенно наши русские, всем этим пользуются. Вот, если бы у нас так боролись за клиента!

Фотоальбом артиста отсутствует

© 2002 г. Статья. Владимир Дмитриев.

Î ñàéòå Îá àâòîðñêèõ ïðàâàõ