История // Театр Комедии им. Акимова — Неофициальный сайт. Сайт поклонников театра.

История

Н.П. Акимов

Артисты

Спектакли

Читальный зал

Общение

Написать письмо
Список артистов Фотоальбомы Интервью и статьи Наша память...
Михаил Светин

Этого артиста можно иногда встретить на приемах, презентациях и торжественных актах вручения какой-нибудь громкой премии. Он и сам обладатель нескольких достаточно увесистых фигурок — «Золотого овна» и «Золотого Остапа». Но на самом деле парадных тусовок он сторонится. Як черт ладана, как сказали бы на его исторической родине — в Киеве. Если искать самого непарадного питерского артиста, то это как раз и будет Михаил Семенович Светин.

Посмотрите, как спешит он на репетицию по излюбленному и неизбежному своему маршруту — по Фонтанке. Кепка надвинута по самые брови, на носу темные очки, воротник куртки поднят. Вылитый персонаж какого-нибудь детектива, озабоченный тем, чтобы его не узнали. Однако узнают, пристают, просят автограф, умоляют сфотографироваться вместе на память или просто: «Можно я вас поцелую?». Его появление на экране даже в самых торжественных ситуациях — на каком-нибудь придворном или великосветском балу, при полном параде, в белом фраке, с букетом в руках — ничего хорошего не предвещало. Герой «Сильвы» или «Дона Сезара де Базана» вскоре обязательно нарушит церемонность ситуации, напьется или как-то иначе опростоволосится. Да и в жизни сорвать какой-нибудь юбилей для него проще простого. Праздник для артиста — всегда нелегкое испытание. Он, как известно миллионам кино- и телезрителей, из тех вечных женихов, за которых не спешит выйти замуж любимая женщина механика Гаврилова. И ему приходится бить что есть сил в медные тарелки, чтобы привлечь к себе внимание и рассказать о том, что переполняет грудь. Может оттого-то народный артист Светин, снявшись в более чем сотне фильмов, так и не сыграл того единственного героя, за которого зрители полюбили бы его больше, чем за другие роли. Одни считают, что он — один из «Чародеев», другие обожают его начальника станции из «Безымянной звезды», третьи убеждены, что именно таковы персонажи рассказов Зощенко. Сам же артист уверен, что знает, как играть Расплюева из пьесы Сухово-Кобылина, авантюриста невысокого полета, умеющего стелиться перед начальством и заноситься перед людьми зависимыми. Однако ни в театре, ни в кино никто его на эту роль не зовет. Светину кажется, что теперь, когда исполняется ему 70, уже ничего подобного и не предложат: «Наверное, я уже стар для Расплюева?..» Пару лет назад в Театре Комедии поставили пьесу Копкова «Слон». И идет она вроде бы «на ура», причем чем больше отсебятины выдает главный герой, тем больше ликует зритель. Но с января артист отказался участвовать «в этом безобразии», потому что играть в разваливающемся спектакле не хочет: «23 декабря сыграю в последний раз, и все. Пусть обходятся без меня».

Светин мечтает о почти несбыточном: чтобы на его спектаклях не только смеялись до упаду (что и происходит), но и думали, и плакали (кстати, на «Трудных людях», насмеявшись вдоволь, в финале зрители утирают украдкой слезы, так им жаль маленького одинокого человека с незадавшейся судьбой). До слез дело доходит и в антрепризном спектакле «Дон Педро», премьера третьей версии которого только что Состоялась на сцене Д. К. Горького. Этой работе Светина не везет так же, как и героям пьесы: с первым партнером Дмитриевым, смерть второго — Александра Демьяненко… Теперь рядом с желобоватым Григорием Васильевичем М. Светина — интеллигентный Антон Антонович в исполнении Николая Мартона. Дуэт сложился неожиданный, артистам разных школ интересно импровизировать друг с другом, искать сходство и различия в nepcонажах. Тем более что герои «Дона Педро» — простые питерские пенсионеры — им до боли знакомы.

Светин не празднует свой юбилей, объясняя это тем, что «нечем хвастаться»: в Театре Комедии нет новых ролей, в кии нет нового фильма, которым можно было бы гордиться. А сидеть на сцене, утопая в цветах, — не его жанр. Конечно, как всякий народный любимец, Светин — артист с характером. И чем старше, тем больше позволяет себе капризничать. Отказывается от телевизионной дешевки, от ролей, которые не по сердцу. Литературная часть Театра Комедии с ног сбилась, выбирая для него пьесу, но пока так и не нашла. Многие маститые кинорежиссеры, которым он отказал, до сих пор в обиде. Но, действительно, не век же играть «женихов по вызову», завхозов и бюрократов?! Тем более что были в его творческой биографии и незабываемые встречи: с Георгием Бурковым и Аркадием Райкиным, с Георгием Товстоноговым и Марком Захаровым, с Петром Фоменко и Львом Додиным, с Элемом Климовым (роль в фильме «Агония» была для Светина кинодебютом) и Игорем Масленниковым, с Динарой Асановой и Леонидом Гайдаем. Зачем же в пору зрелости размениваться?..

Фотоальбом артиста отсутствует

© 2000 г. Статья. Елена Алексеева.

Î ñàéòå Îá àâòîðñêèõ ïðàâàõ