История

Н.П. Акимов

Артисты

Спектакли

Читальный зал

Общение

Написать письмо
Об Акимове — Владимир Труханов

Владимир Никитович Труханов — старейший актер Театра Комедии. Придя совсем молодым в легендарную труппу и сыграв в самых известных спектаклях Акимова, Владимир Никитович посвятил Театру Комедии всю жизнь. 21 мая в театре будут отмечать двойной юбилей: восьмидесятилетие артиста и 54 года работы на этой сцене. В преддверии этого события мы встретились с Владимиром Никитовичем Трухановым.

— Владимир Никитович, вы пришли в Театр Комедии сразу же по окончании студии при Большом драматическом театре?

— Сначала, недоучившись, я ушел в армию. Помню, сначала мы провожали Стржельчика и Бенцианова на финскую войну, а через полгода после них ушел и я. Вернувшись, решил поступать снова, но Рошевская сказала, что я смогу доучиться со своим курсом. Я закончил, но в БДТ мог оставаться только во вспомогательном составе. Тогда артист Вадим Яковлевич Софронов посоветовал мне поступить в труппу к Акимову. Но Театр Комедии был в то время на гастролях, и я решил пока пойти в Театр им. Ленинского Комсомола — там как раз очередным режиссером был Товстоногов. Собрался худсовет, меня прослушали и приняли. Но я не торопился подавать документы — ждал Акимова. Наконец театр вернулся с гастролей. Вместе со мной очень много народа пришло пробоваться в театр. После просмотра вышел заведующий режиссерским управлением и сказал, что все, кто показывался, могут узнать результаты завтра — список будет вывешен рядом с кассами, затем, обратившись ко мне, попросил остаться. Николай Павлович прослушал еще раз мой монолог Хлестакова и принял в театр. Это произошло в 1947 году. После смерти Акимова я здесь остался. Между прочим, Татьяна Сергеевна Казакова уже десятый художественный руководитель в театре на моем веку.

— У Акимова вы играли и в классике — «Пестрые рассказы», «Двенадцатая ночь», «Ложь на длинных ногах», и в пьесах молодых драматургов, которые были написаны специально для театра. Вы везде выступали в комическом амплуа?

— Да, Николай Павлович меня так видел.

— А кого вы можете выделить из последующих режиссеров?

— Самым интересным режиссером, с моей точки зрения, был Юрий Сергеевич Юрский, который пришел, когда Акимов уходил из театра. Потом Вадим Сергеевич Голиков, Петр Наумович Фоменко, Юрий Ефимович Аксенов и, конечно, Татьяна Сергеевна Казакова.

— С ними вы продолжали работать в том же амплуа?

— Да, мне всегда давали комические роли. Единственно, когда был Юрский, я играл в основном стариков, а когда вернулся Николай Павлович, я перешел на роли совсем молодых людей. Очень интересно был решен мой Градобоев у Голикова в «Горячем сердце». И Тарханов, и Толубеев играли его значительным и, что называется, монументальным. Вадим Сергеевич же увидел его худеньким, хитрым, пронырливым. Помню, он мне очень долго описывал, рассказывал, каким должен быть Градобоев. Я всегда внимательно слушал, но делал по-своему. Потом выходил на сцену, показывал, а он обычно говорил: «Вот так — правильно!»

-А с Акимовым такие ситуации были?

— Нет. Акимов очень хорошо угадывал, что нужно каждому актеру. Иногда он даже разрешал нам отдельно репетировать некоторые сцены. Так было в «Двенадцатой ночи», когда мы с Милиндером, Воропаевым и другими артистами самостоятельно работали над сценами в кабаке. Потом мы ему их показывали, он вносил какие-то незначительные изменения и все утверждал. Акимов доверял артисту и никогда на него не давил. С ним мне было очень легко работать. У нас с ним были очень хорошие, близкие отношения. Можно сказать, что он мне был как отец. Когда я в 1947 году заболел, то Николай Павлович мне в палату прислал апельсины, что по тогдашним тяжелым временам было непросто, устроил от театра в лучший санаторий.

— А сейчас вы в каких спектаклях заняты?

— Я мало играю. У меня небольшой эпизод в «Тени», маленькие роли в «Как важно быть серьезным» и в «Клавире для начинающих карьеру». Вот, пожалуй, и все.

— После того как умер Акимов, у вас не было желания перейти в другой театр?

— Нет, никогда. Сразу после того как не стало Николая Павловича, Владимиров пригласил меня к себе — я у него на елках шесть лет играл, но я отказался, Театр Комедии стал моим родным домом, семьей. Впоследствии тоже отказывался от всех предложений — я однолюб!

— Вы счастливый человек?

— Теперь уже можно сказать и так. Ленивый, но счастливый.

— Почему ленивый?

— Репетировать не люблю. Знаю, что без репетиций невозможно, но не люблю. Фоменко мне в свое время говорил: «Учите текст, Владимир Никитович, а я вам потом расскажу мизансцены». Дело в том, что я не считаю для себя полезным выслушивать пространные предыстории о характере, предыдущей жизни и родственниках персонажа. Я сам внутри себя как бы выращиваю своего героя и могу сам, как будто со стороны, на себя смотреть, понимая, то я делаю или нет. Играю для себя роль зрителя и чужой глаз мне не нужен. Единственное исключение — Николай Павлович Акимов.

Помимо уникального творческого чутья на актеров, он обладал еще одним замечательным качеством. Когда Акимов приходил на репетицию, он знал, что и с кем он будет репетировать. Ведь есть режиссеры, которые вызывают всех занятых и те сидят в зале по три, четыре часа, ожидая своей очереди. Акимов же с огромным уважением относился к актерам, заботился о том, чтобы их время не растрачивалось впустую. У него всегда на столе лежали часы. Он начинал ровно в одиннадцать, а заканчивал в два часа. Акимов не признавал вечерних репетиций. Считал, что вечером актер, если он не занят в спектакле, должен отдыхать, а вечерние репетиции непродуктивны.

— Владимир Никитович, были ли роли, которые вы очень хотели сыграть, но по каким то причинам не смогли?

— Нет. Я счастливый человек. На своем веку я сыграл более ста ролей. А так, чтобы мечтать, как говорится, Гамлета сыграть, нет, не мечтал. Я полностью удовлетворен своим репертуаром.

— Все сбылось, о чем вы мечтали?

— Да. Теперь, в конце жизни, я могу сказать — все сложилось.

  • «Нора Райхштейн об Акимове» — 2002 г. «Театральный Петербург».
  • «Об Акимове — Владимир Труханов» — 2002 г. «Театральный Петербург».
  • «Изобретатель секретов и праздников» — 2001 г. Алла Михайлова.
  • «Беседа с Ниной Аловерт. К столетию Н. П. Акимова.» — 2001 г. Иван Толстой. Радио «Свобода».
  • «Режиссер-художник» — 2001 г. К 100-летию.
  • «Ланцелот» — 2001 г. Марина Заболотняя. «Смена»
  • «Портрет обыкновенного волшебника» — 2001 г. Галина Зайцева и Александр Урес. «Невское время» № 69 (2529)
  • «Прогулки с Акимовым» — 2001 г. Марина Заболотняя. «Театральный Петербург».

© 2002 г. Статья. Беседовала Екатерина Слепышкова. «Театральный Петербург».

О сайте Об авторских правах