История

Н.П. Акимов

Артисты

Спектакли

Читальный зал

Общение

Написать письмо
Режиссер-художник

Николай Павлович Акимов рассказывал о своем творчестве так: «Моей школой режиссуры и драматургии … явились следующие разнообразные вещи: русская икона XIII—XVI вв.еков, Гоголь, Достоевский, крепостные художники России XVIII—XIX вв.еков, Корнель, Вольтер, водевиль Лабиша, Анатоль Франс, Бротичелли, Пинтуриккио, Домье, Ван Гог, многие карикатуристы Франции и Англии, кинофильмы, начиная с картин, в которых участвовал Макс Линдер, и кончая последними достижениями итальянского кино.» Его знаменитые постановки, осуществленные на сцене возрожденного им Ленинградского театра Комедии, стали классикой, вошли в учебники по истории театра. Это и «Собака на сене», и «Валенсианская вдова» Лопе де Веги, «Школа злословия» Шеридана и «Двенадцатая ночь» Шекспира, «Обыкновенное чудо», «Дракон» и «Тень» Е. Шварца, на сцене театра Ленсовета — «Дело» А. Сухово-Кобылина и «Тени» М. Салтыкова-Щедрина. На его необычную режиссерскую манеру во многом влияла первая профессия художника. Акимов окончил ВХУТЕМАС, занимался графикой и живописью, сам оформлял свои спектакли. Об Акимове рассказывают работавшие с ним артисты:

Светлана Карпинская: «Акимов собирал свой театр, как букет: один актер — это „роза“, другой — „фиалка“, а еще кто-то — роскошный „пион“. Он был — ХУДОЖНИК! Красота и живописность много значили для него в подборе труппы.»

Владимир Труханов: «Он любил занавес и говорил: „Театр начинается с занавеса!“ И когда занавес в его спектаклях открывался, всегда были аплодисменты. Всегда! Такие он придумывал декорации. Сейчас художники в театре не удивляют. А он умел удивлять.»

Вера Карпова: «В чем же феномен акимовского артиста? В умении впрыгнуть в ситуацию с какого-то неожиданного момента, пропустив А,  Б, В, начать с буквы Ять. Способность чувствовать, что дважды два может быть пять. У Акимова всегда был готовый спектакль в голове. Он знал, про что будет ставить, и для кого. Он был рациональным художником, но на сцене умел ходить по краю иррационального. Н. П. навсегда сохранил в себе авангардную стихию театральной волны 20-х годов, которая его в своё время подняла. Он обострял лирическое звучание произведений и при этом обладал особым юмором. Акимов был как Гулливер.»

Геннадий Воропаев: «В масках трагедии или комедии, но на земле везде разыгрывается „божественная человеческая комедия“. Акимов так и понимал комедию. Как, наверное, и Мольер.

Свой театральный путь Николай Павлович начинал с шутки — поставил Гамлета в театре Вахтангова у Рубена Симонова, и роль Гамлета дал играть комику Горюнову — толстому, лысому! „Потому что дело не во внешности, а в складе ума“, — говорил он.

В 35 году после череды неудачных режиссеров театр Комедии хотели закрыть. Но дали Акимову, может, что-нибудь получится. Акимов привел сюда свою студию, в которой преподавал, и создал феноменальную труппу.»

В 1949 году «за формализм в искусстве» и «западничество» Н. П. Акимов был отстранен от руководства театром. То есть за оригинальное и острое мышление, за высшие достижения в искусстве. Что при Сталине порой считалось преступлением.

[Перейти к фотоальбому]

  • «Нора Райхштейн об Акимове» — 2002 г. «Театральный Петербург».
  • «Об Акимове — Владимир Труханов» — 2002 г. «Театральный Петербург».
  • «Изобретатель секретов и праздников» — 2001 г. Алла Михайлова.
  • «Беседа с Ниной Аловерт. К столетию Н. П. Акимова.» — 2001 г. Иван Толстой. Радио «Свобода».
  • «Режиссер-художник» — 2001 г. К 100-летию.
  • «Ланцелот» — 2001 г. Марина Заболотняя. «Смена»
  • «Портрет обыкновенного волшебника» — 2001 г. Галина Зайцева и Александр Урес. «Невское время» № 69 (2529)
  • «Прогулки с Акимовым» — 2001 г. Марина Заболотняя. «Театральный Петербург».

© 2001 г. К 100-летию. Статья.

О сайте Об авторских правах