История

Н.П. Акимов

Артисты

Спектакли

Читальный зал

Общение

Написать письмо
Дела давно минувших днейЗаметки из просветительской ложиНовейшая историяО Т.С. Казаковой
Такие разные комедии

В истории театра, который сейчас носит имя своего незабвенного лидера Николая Акимова, есть памятные страницы, связанные с нашим городом. Он не только частенько приезжал сюда, и всякий раз его встречали восторг и любовь переполненного зала, здесь не только участвовали в киносъемках его актеры, — для мастеров Театра комедии Сочи становился и местом плодотворной работы над новыми постановками. В нашем городе вынашивал и воплощал свои замыслы блистательный драматург Евгений Шварц, большой друг Николая Акимова и преданный ему автор.

Увы, долгое время сочинцы не встречались с одним из лучших питерских театров. Тем интереснее оценить его сегодняшний уровень. Санкт-Петербургский государственный академический Театр комедии имени Н. П. Акимова везет к нам полдюжины спектаклей — здесь русская и мировая классика, современные пьесы российских и зарубежных авторов. Мы расскажем о двух из них.

«Яблочный вор»

Режиссер Татьяна Казакова обратилась к произведению одного из лучших современных драматургов Ксении Драгунской. И сразу же нашлись недовольные постановкой «Яблочный вор». Мол, неглубоко, сентиментально, неправдоподобно, и вообще, из-за чего весь сыр-бор? Он любит ее, она любит его, из пунктов, А и Б вышли навстречу друг другу два путника — где сюжет, где конфликт, где современный театральный язык?

Но почему, собственно, история о том, как два молодых красивых человека любят друг друга и панически боятся своей любви, не может быть конфликтом и сюжетом сама по себе? Неужели неинтересно, почему же эти два путника никак не могут встретиться? Да, «Яблочный вор» поверхностен. Да, пьеса прочитана по первому слою, почти без подтекста. Но текст настолько завораживает, что этого достаточно. Завораживает, потому что прост. И это не недостаток, а большое достоинство.

Герои «Яблочного вора» Драгунской — Казаковой — молодые интеллигентные люди. В основном — выпускники Литературного института. Обычные образованные люди, могут и выпить, и нахамить, и повеселиться не в меру. Только думают слишком много. Всем им нужны боль, тоска, надрыв. Два главных героя красивы и успешны. Чего им не хватает, казалось бы? Да вот этого самого надрыва. Мильона терзаний. Нет у них душевных и физических сил поверить, что счастье и возможно, и так близко. Рефлексия, понимаете ли.

Вот есть такой комический персонаж, какой бывает почти в каждой компании, по имени Петя Еловецкий, в просторечии Елкин. С белым шнауцером, бабушкиным антиквариатом, одновременной любовью к теплому солнцу чужбины и бессмысленной тоской по родине. Нелепый, неуклюжий, истеричный Елкин (Сергей Русский) мечется по своим дорогущим коврам, понимая, но не желая себе признаться, зачем он вернулся из блаженной эмиграции, зачем звонит любимой, но не любящей — а может, и не любимой — женщине. Он хочет жизненной боли, сладостного разрушения гармонии. Только это дает ему, преуспевающему, сытому, холеному, ощущение подлинности бытия. И нет в этом ничего странного — это так естественно…

Или лирический герой Сережа (Николай Смирнов) — предприниматель, владелец нескольких кафе, дважды женат, оба раза не на той, которая ему нужна. Человек с удивленным взглядом, не хозяин жизни, как подобало бы по социальному статусу, а скорее приятель ее, вежливый и нервный, небрежно элегантный, сходящий с ума от любви. Боящийся красивых слов, но смело совершающий красивые поступки. Это он — яблочный вор. Это он много лет по осени ворует яблоки у соседа. Просто так, из озорства. Или от скуки в размеренном и правильном существовании. Или потому, что любит Аню, уверен, что она не любит его, и, очертя голову, готов погибнуть от выстрела садового сторожа.

Ане вроде бы проще. Стройная блондинка с мальчишескими ухватками (Наталья Ткаченко), она сама хозяйка и себе, и жизни своей, и нет у нее ни размеренности, ни правильности. Но легче ей от этого не становится. Аня живет в деревянном доме, в некотором удалении от суеты. Вроде бы на пути к мировой и внутренней гармонии. Пишет что-то, думает о жизни, ждет, как положено влюбленной женщине, пусть бы даже и в литературу, самого важного телефонного звонка и самого дорогого гостя. И, как всегда бывает в таких случаях, звонят и приезжают не т. е. Звонит беспомощный Елкин, а приезжает подруга детства Шура Дрозд. Шура, настоящая русская женщина, которая будет нянчиться с любым кошмаром мужского пола, для его блага остановит коня и своим телом погасит горящую избу. Шура, которой, как и всем им, ужасно не везет.

Шура Дрозд (Ксения Каталымова) — персонаж гротесковый. Чрезмерно суетлива, до умопомешательства влюблена, чудовищно одета, слишком громко разговаривает, слишком много придает значения мелочам. Смешная и несчастная Шура, которой любой может заморочить голову. Наивная Шура, по уши влюбившаяся в явного прохиндея только потому, что он остановился вместе с ней посмотреть на грустную лошадь в кузове грузовика. И Шура поверит в его скороспелую байку — мол, космонавт, мол, завтра улетает в космос, — и будет ждать его возвращения с орбиты. Ее жалеют, над ней посмеиваются. Но в финале, когда воссоединятся Аня и Сергей, когда настрадавшийся Елкин отбудет в свои теплые края, когда в кафе зажгутся свечи и наступит вечер пятнадцатого ноября, — выбежит Шура в белом платье, а за ней выйдет в скафандре космонавт.

Шура со своими для всех распахнутыми объятиями — чужая в этом мире холодных интеллектуалов. Они так не умеют. Они к гостям своей жизни относятся настороженно, а к самим себе — с отвращением. Они терзают себя, не позволяя даже мысли о том, что каждый имеет право на счастье. Чем сделать шаг навстречу, они лучше побегут далеко в сторону, задыхаясь, спотыкаясь, падая, калеча себя и мучая других. Профессиональные литераторы, не верящие словам и не допускающие хэппи-энда как слишком банальной развязки, они не знают, что жизнь порой оказывается гораздо проще самого правдивого романа. И все равно за все их муки, беды и проблемы к ним приходит маленькое, славное и понятное счастье.

Может быть, вам истории с хорошим концом кажутся очень уж неправдоподобными? Так на этот случай есть заклинание выдающегося сказочника советской драматургии Алексея Арбузова: «Ты только не бойся быть счастливым!..»

«Хочу сниматься в кино»

Именно мечта сниматься в кино заставила главную героиню — 19-летнюю сума-сбродку Либби — решиться на отчаянный шаг: бросить все, и попытать счастье в Голливуде. Подобная смелая и дерзкая мечта кружила не одну легкомысленную голову, но у Либби были все основания для надежды пробиться на «фабрику грез» — ее отец Дерри работал там сценаристом. Известный и преуспевающий, он мог бы помочь юному дарованию (которое, кстати, не видело своего родителя без малого 16 лет) достичь успеха… Но не тут-то было! Оказывается, папа-кудесник уже давно находится в перманентном состоянии творческого застоя и выходить из него не собирается.

Так и завязывается сюжет, в итоге сводящийся к древней, как мир, теме — конфликту отцов и детей. Главный аргумент вспыльчивой Либби — уход отца из семьи: «Ты не оставил нам ничего, кроме чувства юмора!» (И все же, согласитесь, неплохое наследство, ведь многие не оставляют после себя даже воспоминания!). По мере развития действия ситуация в корне меняется. Дерри, оказывается, не так уж плох, как виделось нашей героине, и после череды громких скандалов и стычек отец с дочерью все-таки начинают приходить к взаимопониманию.

Но пьеса Нила Саймона состоит не только из диалогов двух людей. Сюжет становится все более и более занимательным с момента появления в нем третьего персонажа — милой и обаятельной Стеффи, готовой стать не только новой матерью для Либби, но и ее подругой.

Помимо забавного сюжета, в новой постановке Театра комедии есть другое важное достоинство, а именно — исполнители главных ролей. Можете быть уверенными в том, что замечательное актерское трио — Анатолий Равикович, Ирина Мазуркевич и Ксения Каталымова — разыграют партитуру этой пьесы с присущими им изяществом и мастерством.

Иллюстрации будут добавлены

(c)2004 г. Георгий Чкарашвили. Газета «Сочи» № 39 (732) 23−29 сентября.
Материал публикуется с разрешения редакции, по вопросам перепубликации обращайтесь в газету «Сочи».

На тему

Дела давно минувших дней

Заметки из просветительской ложи

Новейшая история

О Т. С. Казаковой

О сайте Об авторских правах