История

Н.П. Акимов

Артисты

Спектакли

Читальный зал

Общение

Написать письмо
Дела давно минувших днейЗаметки из просветительской ложиНовейшая историяО Т.С. Казаковой
Немного из истории театра

B самом центре нашего города, на Невском проспекте, на втором этаже дома братьев Елисеевых, где находится небезызвестный «Елисеевский» магазин, уютно расположился театр Комедии.

Зал, спроектированный в 1904 году Г. В. Барановским, имел, по свидетельству современников, роскошную отделку. Он состоял из партера и двух балконов с четырьмя ложами. Всего в партере насчитывалось 480 мест, а интерьер зала был решен в светло желтых тонах…

С 1905 года зал арендовал столичный театр, получивший название «Невский фарс», затем «Современный театр», а на одно время здесь поселилась знаменитая антреприза Валентины Лин. С тех пор театр часто менял хозяев и названия. Как только его не называли: и театром «Музыкальной комедии», и театром «Гротеска», и театром «Сатиры и комедии».

Датой основания современного театра Комедии принято считать 1 октября 1929 года. В этот день состоялась премьера пьесы Василия Шкваркина «Шулер», поставленной режиссером Д. Гутманом при участии теаджаза Л. Утесова. Первые годы не оставили особого отпечатка в жизни театра. Наибольшую известность и популярность театр приобрел во времена великого режиссера Николая Павловича Акимова.

В 1935 году молодой, но уже довольно известный своими работами как театральный художник, Николай Акимов занял должность художественного руководителя. После провала первой режиссерской работы, спектакля «Гамлет», в театре имени Е. Вахтангова в Москве, Акимова приглашают в, казалось, умирающий театр. Дан срок — один год, после этого театр планируют закрыть. В театр Акимов приводит молодых актеров, членов театральной студии «Эксперимент», Александра Бениаминова, Лидию Сухаревскую, Ирину Зарубину, Сергея Филиппова, Бориса Тенина, Елену Юнгер, Татьяну Чокой. Он привлекает талантливую режиссуру, ставит пьесы как классических авторов, будь то Шекспир или Байрон, а так же открывает таланты новых современных драматургов. Театр получает огромную популярность в городе и в стране в целом.

В это же время складывается творческий союз Акимова с драматургом Евгением Шварцем. «Если бы в штатном расписании театра была должность „душа театра“, я бы непременно отдал ее Шварцу», — писал великий режиссер. Его спектакли «Тень» и «Дракон» утверждают на сцене новый жанр — философскую сказку для взрослых. Дружба с Михаилом Лодзинским, блистательным переводчиком и поэтом, открывают для сцены пьесы зарубежных классиков: «Собаку на сене», «Валенсианскую вдову» Лопе де Веги, шекспировскую «Двенадцатую ночь», «Школу злословия» Шеридана.

Великая отечественная война нарушила все планы театра. 30 человек труппы театра ушли на фронт, а оставшиеся продолжили работать. В городе оставались открытыми три театра: БДТ, театр Музыкальной комедии и театр Комедии. Последний давал свой спектакли в помещении Большого Драматического театра — единственного, в котором имелись бомбоубежища. Труппа театра вместе с семьями целиком перебралась в театр и давала спектакли каждый день вплоть до декабря 1941, когда Акимову наконец-то удалось потребовать эвакуации театра на Кавказ. За годы войны театр Комедии выпустил 16 премьер и возобновил 14 спектаклей своего репертуара. В родные стены театр вернулся в 1945 году.

Акимов дал силу бороться, волю выживать в нелегких условиях, но в 1949 году за «формализм в искусстве» Акимов был отстранен от руководства театром. Его возвращение в 1956 году явилось долгожданной радостью и ознаменовалось постановкой «Обыкновенного чуда» Евгения Шварца.

В сентябре 1968 года великий режиссер умер. Многие, вероятно, думали, что без Акимова и театру пришел конец. Но осталась блестящая труппа, остались спектакли, остался настрой и сила, чтобы выжить, чтобы вновь подняться, казалось бы, на недосягаемую высоту.

Прошла пора Акимова, началась другая более тяжелая полоса жизни театра. Часто сменялись художественные руководители. В 1970 на должность главного режиссера был поставлен Вадим Голиков. С 1977 по 1981 год театром руководил Петр Фоменко. Среди лучших его спектаклей — «Этот милый старый дом» А. Арбузова. «Старый Новый год» М. Рощина, «Муза» Г. Никитина, «Теркин-Теркин» по А. Твардовскому. После него возглавляли театр Юрий Аксенов (с 1981 г.), известный кинорежиссер Дмитрий Астрахан (с 1992 г.).

В 1995 году на должность главного режиссера и художественного руководителя была приглашена Татьяна Казакова. Она формирует интересную труппу, приглашает новых актеров, привлекает талантливых режиссеров и художников. Ее творческий стиль постановок отличается цельностью и в то же время, прочувствованностью и музыкальностью каждой мизансцены, каждой детали. Ее, прежде всего, интересует движение человеческой души, ее противоречивость и драматизм. Постановки Татьяны Казаковой получили заслуженное признание критики и зрителей.


Н.П.Акимов

Вид с Невского проспекта


© 2001 г. Пичугина Дарья.

На тему

Дела давно минувших дней

Заметки из просветительской ложи

Новейшая история

О Т. С. Казаковой

О сайте Об авторских правах