История

Н.П. Акимов

Артисты

Спектакли

Читальный зал

Общение

Написать письмо
Дела давно минувших днейЗаметки из просветительской ложиНовейшая историяО Т.С. Казаковой
Татьяна Казакова: «Комедия всегда желанна для зрителей».

— Вот уже шестой сезон вы возглавляете театр, который носит имя знаменитого режиссера. Вы не ощущаете себя пленницей жанра, во имя которого и назван театр?

 — Название обязывает ставить комедии. Но это понятие очень широкое, мощное и, на мой взгляд, исконно русское. Наш человек всегда надо всем смеется. Такая у него судьба, это всегда смех сквозь слезы. И в этом смысле возможности нашего театра очень мощные, если комедию считать высокой. Однако есть пьесы, которые я, как режиссер, хотела бы поставить, но говорю себе: «Не наша». Мне близка драматургия психологическая — пьесы Артура Миллера и Тенесси Уильямса. А какой режиссер не мечтает поставить Шекспира?

 — В репертуаре руководимого Вами театра, даже в названиях спектаклей, очевидно внимание к отношениям между мужчинами и женщинами…

— Это — самая главная тема, которая существует в жизни и всегда интересна для публики. Это ведь целая планета — отношения мужчины и женщины. На них стоит любая человеческая жизнь. Первопричиной всех глобальных проблем является человек. И для меня, когда я выбираю пьесу для постановки, это самое главное. Тема любви — главная в искусстве, особенно в таком человеческом, как театр. Человек рождается маленьким, и его все любят. А когда он вырастает, то он учится жить без любви.

— Слово «режиссер» не имеет женского рода. Каково женщине быть худруком театра?

— Я всегда отвечаю на такой вопрос одной фразой: так же тяжело, как и мужчине. В конечном счете вопрос пола не самый главный. Все решает талант человека. Театр — коварное учреждение. Здесь симпатии и антипатии возникают постоянно. Естественно, что есть и ревность, и обида в отношениях между членами труппы. Однако театр живет успехом. Так происходит везде и всюду.

— По Вашим наблюдениям, люди сегодня стремятся в театр?

— Как режиссер, я уже пережила тот период в театральной жизни, когда были полупустые залы. Мне кажется, что желание людей ходить в театр связано, прежде всего, с общим тонусом жизни в стране. Если жизнь общества складывается нормально и без потрясений, тогда появляется и вполне понятное желание у людей сходить в театр. Мы любимы публикой, к нам идут практически на все спектакли. И это меня, как худрука, естественно не может не радовать. В этом смысле нам повезло с названием театра, потому что зрители всегда жаждут положительных эмоций, разрядки. И комедия в этом смысле всегда желанна для зрителей.

— Может быть, все дело в ценах на билеты?

— У нас, как и в среднем по Петербургу, не очень высокие цены. Они достигают пятидесяти рублей на обычный вечерний спектакль. Мне-то кажется, что на некоторые виды спектаклей: премьеры, постановки с участием звезд — можно было и повысить цены, но наша дирекция, как и в других театрах, справедливо опасается отпугнуть зрителей. Парадокс в том, что в театр нынче ходить дешевле, чем в кино. В прежние времена все было наоборот.

— Телевидение мешает или помогает театру?

— Я помню, какие были разговоры о грядущей гибели театра, когда появилось телевидение. Сегодня об этом уже никто и не вспоминает. Театр дает зрителю возможность испытать магию сообщества, сидя в зрительном зале, тогда как перед телевизором люди в большинстве своем одиноки. Контакт живого человека на сцене с людьми в зрительном зале неизменен и незаменим.

— В апреле нынешнего года исполняется сто лет со дня рождения Николая Павловича Акимова, чье имя носит театр. Как Bы готовитесь к столь важной юбилейной дате?

— Планируем провести выставку работ Акимова, планируется и международная научная конференция, которая состоится в Российском институте искусствознания. Сейчас я ломаю голову над тем, как срежиссировать все задуманное, чтобы 16 апреля зрители все услышали и увидели сами.

— Будет ли показан юбилейный спектакль в честь 100-летия Акимова?

— Все зависит от того, каким он выйдет.

— Подвергнется ли восстановлению пьеса Шварца «Тень»?

— Эту пьесу Николай Павлович очень любил. В юбилейный год мы намерены восстановить спектакль в акимовском сценографическом решении, а вот с актерской точки зрения, и по составу, и по некоторым решениям это будет новая «Тень».

Иллюстрации будут добавлены

© 2001 г. Статья. Сергей Ильченко. «Невское время».

На тему

Дела давно минувших дней

Заметки из просветительской ложи

Новейшая история

О Т. С. Казаковой

О сайте Об авторских правах