История

Н.П. Акимов

Артисты

Спектакли

Читальный зал

Общение

Написать письмо
Дела давно минувших днейЗаметки из просветительской ложиНовейшая историяО Т.С. Казаковой
Прощеный день в «Комедии»

16 АПРЕЛЯ — ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ НИКОЛАЯ АКИМОВА

Вот уж 55 лет в апреле в Театре Kомедии им. Н. Акимова проходит актерский капустник. Столь давняя традиция — уникальное явление не только в российском, но и, пожалуй, в мировом театре. Причем это не просто способ повеселиться и позубоскалить, а театрализованные поздравления людям всех профессий, работающим в коллективе. Но нужно дослужить до юбилея: первый отмечается в 10 лет, затем — через каждые пять. Именинника вызывают на сцену, усаживают в кресло… и начинается! Рассказывает один из бессменных авторов и участников капустника, ветеран с сорокалетним стажем, актер Валерий НИКИТЕНКО.

С фигой и без нее

— С 1948 года в театре происходит эта дивная церемония, которую все ждут. В ней поразительно соединяются юмор, интеллигентность, демократичность — акимовские черты. И это прощеный день, потому что, не сговариваясь, все забывают большие и малые обиды. У нас есть заповедь: «Традиция эта появилась для того, чтобы напомнить юбиляру о его отдельных недостатках, чтобы к следующему своему юбилею он от них избавился, приобрел новые и дал нам возможность снова поздравить его». Но со временем мы стали мягче, как правило, замечаем не недостатки, а милые особенности и привычки.

В годы советской власти капустник давал возможность для сатиры, кукиша в кармане. Помню, одному начальственному юбиляру мы пропели: «Скоро майский праздник, в магазин идти пора, весь народ идет с парадной, а начальство со двора». Или позволяли себе резвости: «Юбиляр наш — честный малый, из людей порядочных, папа римский против средств проти возачаточных». На сцене в те годы такое крамольное и запретное было немыслимо, а в капустнике сходило с рук, хотя была цензура, свирепствовал партком. Вот Акимов никогда не вмешивался в подготовку и не приходил на репетиции: «Вы что, с ума сошли, мне же интересно это увидеть в первый раз. Я в таком же положении, как все, и не знаю, что там эти молодые люди напридумывали».

Сейчас фиги в кармане нет, но остались такие обнаженные чувства, что мне не раз говорили после капустника: «Создается впечатление, что выше этого театра в мире нет». И действительно, в каком другом сапожника, портниху, водителя, столяра выводят на сцену, артисты в его честь играют и поют, славят на весь зал, дарят подарок. Тут и возникает патриотизм. Ведь служба в театре — это практически подвиг. Человек должен знать, что он необходим, что его любят.

Новая кровь

— Ну, а для артистов выступление в капустнике — возможность себя проявить. Случались такие озарения, что Акимов удивлялся: «Ничего не понимаю, вы же не умеете играть, но то, что вчера показали!..»

Когда я влился в коллектив авторов, это были Алексей Савостьянов, Леонид Леонидов, Лев Милиндер. Сейчас остались мы с Левой вдвоем, но возникает новая волна — Артур Ваха, Арменак Назикян. Нужна живая кровь — мы, старшее поколение, в музыкальных пристрастиях остались в «Катюше», а молодым вот рэп нравится.

Участвовать в капустнике хотят все, но должна остаться некая элитарность. Для молодого артиста выступить — это прежде всего показать себя. И тут мы, ветераны, их обламываем: ты прежде всего подумай о человеке, которого поздравляешь, ему очень важно твое отношение, твои глаза. Как-то сидим с Милиндером на репетиции, смотрим на молодых, и у обоих от волнения — слезы: «Лева, ты видишь, постигли!»

Капустник ценен тем, что это «семейная история». Жизнь сейчас такая, что актеры прибегают, играют спектакль и убегают. Я говорю это без дрожи в голосе, но все-таки жаль, что теряется ощущение родного дома. Капустник его поддерживает. Теперь вы понимаете, куда мыло трется?

Информация будет добавлена

(c)2003 г. Статья. Елена Тихомирова. № 5.

На тему

Дела давно минувших дней

Заметки из просветительской ложи

Новейшая история

О Т. С. Казаковой

О сайте Об авторских правах