История

Н.П. Акимов

Артисты

Спектакли

Читальный зал

Общение

Написать письмо
Список спектаклей Статьи Архив
Яблочный вор

«Яблочный вор» Ксении Драгунской. Театр Kомедии. 2002, лирическая комедия.

Режиссер: Татьяна Казакова.
Артисты: Наталья Ткаченко, Сергей Русскин, Николай Смирнов, Ксения Каталымова.

Немного грусти, немного иронии, немного любви. Очень нежный и «женский» спектакль. Годы идут, а жизнь не устроена. Любовный треугольник, в котором он любит ее, а она — другого. И вся эта история длится уже много лет. Первое обращение петербургских театров к драматургии Ксении Драгунской.

***

«Яблочный вор», К. Драгунская. Лирическая комедия в 2-х действиях.
Постановка: Т. Казакова. Артисты: Н. Андреева, Н. Ткаченко, Н. Смирнов, С. Русскин.

Что может случиться, если вместе соберутся три симпатичные женщины — драматург, режиссер и художник? Может случиться очень светлый и женственный спектакль. Такой, как «Яблочный вор» драматурга Ксении Драгунской, режиссера Татьяны Казаковой и сценографа Стефании Граурогкайте. Возможно, удача этого спектакля заключается в том, что авторы не пытаются «мыслить конструктивно». И потому-то «Яблочный вор» способен растопить сердце самого твердокаменного критика, при условии, что он — женщина.

Аня (Наталья Ткаченко) — умна, хороша собой и одинока. Жизнь вертится каруселью. В течение всего действия она сидит на телефоне — в ожидании одного-единственного звонка. Звонят много, но, как водится в этой жизни, все не т. е. Залетный друг студенческой юности требует сочувствия и занимает телефон разговорами о женщинах-мечтах и гречневой каше. Подруга детства среди ночи приводит в дом жениха-экстрасенса. Первая любовь — некогда талантливый поэт, ныне — владелец ресторана «Элит» и сети ларьков у метрополитена, где-то «за кадром» грозится осчастливить героиню то кругосветным ту ром на белоснежном лайнере, то ножом в сердце. Герои делятся на тех, кто «кует свое счастье», и тех, кто терпеливо дожидается, когда оно придет само. Не везет ни тем, ни другим. Но будьте уверены — любовь «нечаянно нагрянет». Более того, «когда ее совсем не ждешь». Не под звонкую весеннюю капель, а под аккомпанемент обычной питерской погодки. Главное — не упустить момент.

Визуально «Яблочный вор» в театре Комедии очень красив — легок и прозрачен. Стефания Граурогкайте поселила свою героиню в дом — как скворечник на ветру — деревянный помост в обрамлении нежных голых ветвей. Здесь — вечный апрель, время ожидания. А когда падает снег, кажется, будто облетают цветы вишни. Даже музыка Яна Тирсена и «Lе саfe de jours heureux», более знакомая всем как темы из «Амели» и «Шоколада», задает спектаклю нужный ритм и наполняет предвкушением чего-то чудесного. Татьяна Казакова вновь предстала как большая мастерица сочинять персонажи, которые даже при всем желании невозможно забыть. Они похожи на экзотических птиц, мечущихся с места на место в поисках счастья, — перелетный «пингвин» в красных варежках на резинках — Петя Еловецкий (Сергей Русскин) и похожая на красочного суматошного попугая Шура Дрозд (Ксения Каталымова). Казаковой удалось уловить уникальное звучание интонаций драматургии Драгунской, ноту поэтической фантастики, растворенной в реалиях последнего десятилетия XX века, веры в чудесную случайность. Все происходящее в пьесе и спектакле можно воспринимать в реальном плане, а можно — в фантастическом. Например, еще не известно, ждет ли героиня долгими ночами звонка от конкретного мужчины, или же — когда в ее дверь постучится счастье. В спектакле этот вопрос, к сожалению, так и остается без ответа, но в этом и прелесть текстов Драгунской и режиссерского замысла Казаковой.

Прогноз погоды на сегодня

Этот спектакль из разряда тех, какие не нравятся критикам, но весьма благосклонно принимаются, что называется, широкой публикой. Во-первых, жанр — лирическая комедия — просто обречен на успех. Зрителю всегда хочется, чтоб было смешно и мило, чтоб в конце к горлу подкатил аккуратный комочек и набежала небольшая слезинка. А кроме того, в последнее время публика, устав от тяжеловесных интерпретаций классики или, наоборот, уж больно легковесных антрепризных поделок, явно потянулась к отечественной современности. И Театр Комедии вместе с драматургом Ксенией Драгунской ответили на этот социальный заказ «Яблочным вором», в котором мало что действие происходит в наши дни, так еще и именно в нашем городе. То есть здесь и сейчас.

«Сейчас и здесь» живет в городе на Неве некая милая, молодая, одинокая, без определенных занятий женщина Аня Фомина (Наталья Ткаченко). Вернее, где-то она все-таки служит, но это для сюжета не имеет ни малейшего значения. А имеет значение то, что много лет в нее влюблен ее бывший однокурсник Сережа Степцов (Николай Смирнов). А она его вроде бы и любит, да как-то очень скрытно. Хотя любить-то есть за что. Когда-то Степцов подавал надежды как талантливый писатель. Потом он это дело бросил, видимо, как малоперспективное и занялся бизнесом. И тут тоже преуспел — ему принадлежат несколько кафе-ресторанов. И все это время, ни много ни мало 11 лет, он страдал по Ане Фоминой, а та все уворачивалась от своего счастья.

А любовь эта, то есть Аня Фомина, живет себе и живет в домике на окраине большого мегаполиса и ждет. Время от времени ей звонит ее друг, забавный такой Петя Еловецкий (Сергей Русскин). Он русский дворянин, хотя проживает почему-то в Израиле. Но звонит он своей подруге вовсе не из Израиля, а из своей заставленной антиквариатом петербургской квартиры, потому что все время тоскует по родному городу и постоянно в него возвращается.

А еще ей звонит мальчик по имени Никитос (Егор Дундуков), видимо, сын каких-то Аниных друзей. Просто, чтоб поболтать. Видимо, потому, что повременную оплату у нас хоть и грозятся ввести, но пока еще не ввели и можно безнаказанно болтать по телефону любую веселую чепуху. Чтобы как-то разбавить этот радиотеатр, автор ввел еще Анину подругу Шуру Дрозд, которую с присущим ей блеском играет молодая комедийная актриса Ксения Каталымова. Шура вечная невеста, она все время в кого-то влюблена и собирается замуж. Если не за реального экстрасенса Августа (Андрей Аверков), то за явно выдуманного жениха-космонавта.

Надо ли говорить о том, что в финале Аня и Сережа соединяются. Но перед тем Ане сообщают о якобы гибели любимого. И на минуту все опечаливаются. К счастью, тут же выясняется, что это он сам, испытывая любимую, велел, чтоб ее известили о его смерти. На самом деле он жив и невредим. Следуют объятья и счастливый конец. Правда, так и остается неясным, почему героям нельзя было соединиться 11 лет назад. Но зрителю не до этого вопроса, потому что тут как раз его уже и настигла долгожданная слезинка.

Не было бы нужды пересказывать весь этот сюжет и вообще говорить о спектакле, если бы не режиссерское искусство Татьяны Казаковой, поставившей «Яблочного вора». Ей каким-то непостижимым путем удалось добыть из этой легковесной чепухи некий смысл, а более всего интонацию. Действительно лирическую и действительно петербургскую. И актеры постановщика здесь поддержали. Что-то от нашей сегодняшней жизни с ее тоской, растерянностью и одиночеством в этом спектакле проявилось. Художник-постановщик Стефания Граурогкайте повесила над сценой окно, по стеклу которого все время стекают капли дождя. И оказалось, что это красиво, есть в этом немудреная поэзия именно нашей бестолковой жизни. И тем, кто устал от телевизионных и компьютерных окон, можно посоветовать заглянуть в это сценическое окно. Оно не назойливо и отдает человеческим теплом. Правда, дождь на сцене Театра Комедии сменяется снегом, а тот, в свою очередь, радужными мыльными пузырями. Что ж поделаешь — погода у нас и впрямь изменчива…

Н. Смирнов и Н. Ткаченко

© 2003 г. Статья. «Ваш досуг» 25 ноября — 1 декабря.
© 2003 г. Статья. Татьяна Джурова. «Петербургская сцена», ноябрь.
© 2003 г. Статья. Александр Урес. «Невское время» 12.02. Материал публикуется с разрешения автора, по вопросам перепубликации обращайтесь на портал «Невское время».
© 2003 г. Фото. Театр Комедии им. Акимова.

О сайте Об авторских правах