История

Н.П. Акимов

Артисты

Спектакли

Читальный зал

Общение

Написать письмо
Список спектаклей Статьи Архив
«Cвадьба с генералом?»

Театрам, что расположены на Невском проспекте или недалече, повезло «по жизни». Гости Питера, не зная в городе ничего, кроме Невского, в них так и ломятся. Да и сами петербуржцы, порой вдоволь нагулявшись по «улице-красавице нашей столицы», им «делают кассу» тоже. Но рядовой спектакль и премьера — вещи разные даже на Невском. На премьеры ходит бомонд, и «зритель с улицы» - исключение. В Театре Комедии, где 17 апреля давали «Свадьбу Кречинского», зал был типично премьерный…

Пьеса Александра Сухово-Кобылина для Театра Комедии — связь времен: автора жаловал сам Николай Павлович Акимов. «Свадьба Кречинского» вообще вещь «на все времена»: прохиндей и игрок Кречинский, попирая все моральные нормы, намеревается, согласно своему плану, разбогатеть при помощи женитьбы. Но предусмотреть все не дано никому, и гениальный план рушится в последний момент. Правда, заслуженного наказания в рамках пьесы герою понести не суждено, ибо искренне любящая его девица «берет огонь на себя»…

Художник спектакля Михаил Мокров и художник по свету Евгений Ганзбург уловили самую суть драмы, вынесенную, кстати, Сухово-Кобылиным в тексте. Герой мастерски ведет не только игру в карты, но и «по уму» играет на инструменте куда более сложном — на фибрах души человеческой. Именно струны-фибры становятся важнейшей деталью оформления сцены. Они вибрируют, переливаются, звучат. Свет сообщает им движение, окрашивая в зависимости от напряженности происходящего действия то в зеленый, то в фиолетовый, то в желтый цвета. Словом, сценография спектакля (и становится это для питерских театров традиционным явлением) чудо как хороша…

Гораздо хуже обстоит дело с идентификацией режиссерской идеи через действие и актерскую игру. Ощущение, что артисты на сцене постоянно пребывали в состоянии крайнего недоумения, меня лично так до конца спектакля и не покинуло. И Муромский (Эрнст Романов), и Лидочка (Марина Засухина), и тетка ее (Ирина Цветкова), да и сам Кречинский (Михаил Разумовский) порой напряженно осмысливали текст непосредственно в ходе спектакля. Из-за этого накал страстей и динамика, необходимая в этом человеческом марафоне, беге наперегонки с судьбой, отсутствовал напрочь. «В своей тарелке» более или менее чувствовал себя только Расплюев (Михаил Светин), но и он от традиционных штампов в игре уходил недалеко: «свой зритель» в зале «сходил с катушек» от смеха уже при простом его явлении на сцене.

…Странная все же была премьера. Ни режиссера Сергея Каргина, ни художника спектакля на ней не было и в помине. В командной публике поговаривали, что обоих сейчас и в городе-то нет вовсе… Кланятся зрителю в финале вышла лишь невозмутимая Татьяна Казакова — как было заявлено в программке, художественный руководитель постановки. Подозрительная формулировка. Для театра худрук — норма, по сути — хозяин всего жизненного процесса: он задает своему «дому» тон, формирует его творческую программу. Худрук вправе не приглашать на постановки режиссеров, не отвечающих эстетике театра. Но художественная правка постановки, по-моему, профессионально не этична. В конце концов, уже пару веков авторство спектаклей по праву закреплено за режиссерами. Они творцы, которым позволено через постановки излагать зрителю свой взгляд на мир. За проявлением индивидуальности их в театры и зовут. А правка взглядов сродни цензуре, и значение режиссера в таком случае сводится к исполнению им роли подмастерья, которому еще учиться и учиться… К тому же от длительных правок спектакль (режиссер работу над ним закончил еще в ноябре 2003 года) гениальным так и не стал, зато «генеральское» имя и должность «по спектаклю» на афише прибавились… Нравы позапрошлого века! Как там Расплюев-то в «Свадьбе» говорит? «Ах, уезд!»?.: Ах, уезд какой-то в Театре комедии, скажу вам…

Иллюстрации будут добавлены

© 2004 г. Статья. Екатерина Омецинская. «МК» в Питере» 28.04−5.05.
© Фото Вячеслава Архипова.

О сайте Об авторских правах